Популярные методы маркетинговых исследований в 2025 году
Методы проведения маркетинговых исследований, в принципе, общеизвестны и хорошо изучены. Однако в современных рыночных реалиях традиционный подход, подразумевающий создание отчетов по утвержденному шаблону, теряет актуальность, на первый план выходит выбор оптимальной комбинации методик для решения конкретной задачи заказчика. Чем более точно сфокусирован инструментарий, тем более эффективно используется выделенный на исследование бюджет.
Какие методы маркетинговых исследований существуют
Двух одинаковых компаний не бывает, как и не существует универсальных методов, которыми можно было бы решить любую задачу. Поэтому, в зависимости от бизнес-цели, которую вы преследуете, ваш поставщик аналитики должен подобрать тот инструментарий, с помощью которого ее можно наиболее эффективно достичь. К базовым методам маркетинговых исследований, которые не потеряли своей актуальности в 2025 году, относятся:
- кабинетное исследование — аналитическая обработка информации из открытых источников (данные государственных органов, интернет-ресурсов участников рынка, электронных СМИ, финансовой отчетности компаний и т. д.);
- экспертные интервью. Сформулированные на предыдущем этапе выводы и гипотезы проверяются в процессе кратких или полноформатных интервью с экспертами рынка. Этот метод исследования эффективен, если сотрудники маркетингового агентства умеют работать с труднодостижимой аудиторией и способны провести разговор со специалистами на высоком профессиональном уровне;
- глубинные интервью с потребителями. Инструмент позволяет выявить основные механизмы и мотивы потребителей при принятии ими решения о покупке. Интервью могут проводиться как непосредственно в точках продаж, так и в онлайн-формате с использованием современных средств видеосвязи и транскрибации;
- фокус-группы. Обсуждение определенного круга вопросов несколькими (обычно 6–10) участниками под руководством модератора. Применяются как альтернатива или дополнение к глубинным интервью в тех случаях, когда совместная дискуссия имеет более высокую ценность для выявления скрытых инсайтов через влияние ее участников друг на друга;
- холл-тесты. Обычно используются для выявления отношения потребителей к определенному товару, бренду или концепции. В отличие от фокус-группы, где важен качественный анализ опыта и практик респондентов, холл-тест — это классический метод количественного исследования, результат которого можно оцифровать и представить в виде числовых и процентных данных;
- онлайн-опросы и анкетирование. Организуются при необходимости быстро выявить ожидания и потребности рынка через формальное анкетирование или опрос зарекрутированной целевой аудитории по заранее составленному гайду. Современные онлайн-панели позволяют создавать многоуровневые структурированные анкеты и обрабатывать их в автоматическом режиме;
- применение искусственного интеллекта. Из второстепенной вспомогательной технологии ИИ превращается в один из главных инструментов анализа. Он помогает в решении многих рутинных задач: от сбора информации до предиктивной аналитики по изменению спроса и особенностям поведения потребителей.
Методов проведения маркетингового исследования довольно много, однако это совсем не значит, что для достижения качественного результата нужно обязательно использовать все перечисленные выше техники. Искусство маркетологов как раз и заключается в том, чтобы выбрать из них те, которые позволят качественно решить задачу клиента с минимально возможными затратами времени, ресурсов и, следовательно, его бюджета.
Применение искусственного интеллекта в маркетинге
Использование искусственного интеллекта — один из новейших методов в маркетинговых исследованиях. ИИ может сделать массу рутинной работы и выявить самые тонкие и неочевидные тренды и изменения на рынке за считаные минуты. Он освобождает человека от множества ручных операций и позволяет:
- быстро обрабатывать большие данные. Например, проанализировать всю доступную в интернете информацию о бренде, тональность и эмоциональные оценки в отзывах и комментариях и на основе этого дать рекомендации по корректировке ассортимента и клиентского сервиса;
- выявлять клиентские предпочтения и закономерности поведения потребителей, которые сложно диагностировать традиционными методами. ИИ может соединить данные из внутренней CRM, веб-аналитики корпоративного сайта и огромного объема данных из социальных сетей, блогов, специализированных онлайн-ресурсов и дополнить картину рынка новыми факторами и тенденциями;
- сегментировать целевую аудиторию на основе многофакторного анализа, учитывающего десятки параметров, в том числе скрытых от «ручной» аналитики. Это позволит более точно таргетировать рекламные сообщения и отслеживать эффективность коммуникаций с потребителями на принципиально более высоком уровне;
- строить углубленные прогнозы и предсказывать новые тренды, о которых конкуренты еще не догадываются. Прогнозные модели, построенные с использованием гораздо большего массива данных, чем может охватить даже самый опытный аналитик, намного точнее, кроме того, с их помощью можно строить сложные сценарии изменения спроса и поведения потребителей при тех или иных модификациях продукта, каналов продаж или маркетинговой стратегии.
При этом стоит иметь в виду, что применение искусственного интеллекта как метода маркетингового анализа требует высокой квалификации персонала и точных проверенных данных для первоначального машинного обучения. Поэтому эта практика доступна лишь крупным маркетинговым агентствам с большим опытом работы на рынке. Выбрать высококлассного исполнителя и заказать исследование интересующего вас рынка вы можете в нашем рейтинге аналитических агентств России.