РЕКРУТИНГ РЕСПОНДЕНТОВ ДЛЯ UX (USER EXPERIENCE)

 «Эти люди актеры?» - однажды такой вопрос был задан перед фокус-группами CEO крупной компании, которому ранее не доводилось присутствовать лично на подобных мероприятиях. Хоть и сказано это было в шутку, но вопрос того, кто такие респонденты и откуда они берутся – очень важный, поскольку качество рекрутмента – это базис, без которого невозможно провести ни одно исследование. В рамках данной статьи мы поговорим о рекрутинге респондентов для UX-исследований (User Experience), поскольку данное направление имеет свои небольшие особенности.

Привлекаемые респонденты – это «живые», обычные люди, которые едут с нами в метро в час пик или стоят в пробке каждое утро и вечер. Все мы пользуемся какими-то продуктами/услугами и в какой-то момент наше мнение может оказаться важным для отдельно взятой компании.

У людей, которые соглашаются принять участие в исследовании, бывает разная мотивация: для некоторых первостепенна денежная мотивация (возможность получить достойное вознаграждение за час времени не на рабочем месте), для некоторых – интерес к чему-то новому и необычному, для некоторых - быть причастным к улучшению «любимого» продукта/услуги (в случаях, когда респондент является лояльным пользователем продукта). А чаще причиной согласие респондента становится сочетание нескольких факторов.

Откуда они приходят:

Рекрутинг респондентов – поиск людей, соответствующих квотному заданию исследования. Ниже перечислены несколько способов поиска респондентов. Важно учитывать, что опытные менеджер проекта по рекрутингу должен подобрать подходы таким образом, чтобы исключить влияние какой-либо методики подбора на свойства выборки (систематическая ошибка), что достигается принципом «не складывай все яйца в одну корзинку».  

Тематические сообщества (схожие по тематике с той ЦА, которая нам нужна)/форумы: многие участники таких групп готовы поучаствовать, чтобы внести «свою» лепту при разработке продукта. Для применения данной методики важно правильно подобрать список групп/форумов, найти смежные тематики, в которые могут быть вовлечена нужная ЦА. Например, подростков удается привлечь из игровых, стриминговых групп, актуальных групп, посвященных чат-ботам и многим другим. В данном случае также крайне важно выбирать микс из ресурсов, чтобы в выборке не превалировали только «геймеры», только «любители стримов» и тому подобное, что будет являться примером систематической ошибки, поскольку средний подросток может оказаться не такой.

Телефонные базы: формируются телефонные базы респондентов, не связанных с маркетингом/СМИ/психологией и другими запрещенными для исследований сферами деятельности. По данным базам проводится холодный обзвон специалистами call-центра с предложением участия в оплачиваемых исследованиях. Таким образом, удается сформировать базу потенциальных кандидатов для участия в UX-исследованиях с уже заполненными основными атрибутами для таргетирования. Далее уже рекрутеры связываются с респондентами с предложением принять участие в конкретном проекте.

 

Никто не отменял оффлайн методы рекрутинга респондентов: данный вид рекрутинга не редко применяется для сложной ЦА, до которой проще добраться без использования Интернета. Примерами могут быть: мигранты из Средней Азии (плохо разговаривающие по-русски), негры (да-да, и такие проекты встречались! Как еще понять, насколько дополненная реальность «дружит» с темным цветом кожи? Только на практике!), владельцы элитной недвижимости со стоимостью квартиры от 25 млн. руб (неожиданно, да? Вы можете сколько угодно звонить или писать такому человеку, но личное общение окажется убедительнее).

Снежный ком: Интервьюеры ищут первых респондентов, а те уже подсказывают, кого еще можно пригласить на исследование из своих знакомых. Есть и минусы: необходимо осуществлять контроль, чтобы респонденты не рассказывали своим товарищам, что будет происходить на тестировании и требования к проекту (!), для этого также существуют методы контроля.

Ившина Анна,

Консультант-аналитик,

Маркетинговое агентство «Русопрос»: www.rus-opros.com